Common (изначально — Common Sense) был весьма влиятельной фигурой рэп-андеграунда начала 90-х годов, он продолжал придерживаться своих сложных поэтических техник и мягких выдержек из jazz-рэпа даже в период, когда коммерческий гангста-рэп угрожал стереть всё на своем пути. Его литературные, интеллигентные, остроумно выполненные стихи и политическое сознание определенно не сочетались с модой того времени, но он оказался способным завоевать часть преданных, посвященных слушателей. В конце 90-х солидная часть андеграундного движения переключилась на возрождение богемной чувственности альтернативного рэпа, и Common наконец начал получать более широкое признание в качестве реальной творческой силы. Это выразилось не только в том, что критики хвалили его альбомы, но и в том, что ему удалось подписать контракт с крупным звукозаписывающим лейблом, что обеспечило ему большее внимание, чем когда-либо.
Common (настоящее имя Lonnie Rashied Lynn) родился на юге Чикаго, в районе не особо славившемся обильной хип-хоп сценой. Несмотря на это, он оттачивал своё искусство, пока не вытянул счастливый билет — выступая как Common Sense он выиграл конкурс Unsigned Hype, проводимый ведущим американским журналом о хип-хоп музыке The Source. Он дебютировал в 1992 г. с синглом ’Take It EZ’, который впоследствии появился на его первом альбоме ’Can I Borrow a Dollar?’, выпущенном под независимым лейблом Combat Records; следующие синглы ’Breaker 1/9’ и ’Soul by the Pound’ помогли упрочить его репутацию в хип-хоп андеграунде, хотя некоторые критики жаловались на то и дело появляющийся в его записях женоненавистнический подтекст. Впоследствии Common Sense потряс компанию Ruthless Records, выпустившую в 1994 г. его очередной альбом ’Resurrection’, который закрепил за ним репутацию одного из лучших (и самых многословных) поэтов рэп-андеграунда. Трэк ’I Used to Love H.E.R’ привлёк основное внимание своей умной аллегорией о рэпе, постепенно опускающемся до коммерчески востребованных тем секса и насилия, он даже спровоцировал непродолжительную вражду с Ice Cube. Позже Common Sense был втянут в судебное разбирательство некой ска-группой, носившей такое же имя, и был вынужден сократить своё прозвище до ’Common’; кроме того, он переехал из Чикаго в Бруклин.
Common выпустил первый альбом под новым именем в 1997 г. На ’One Day It’ll All Make Sense’ был выгодно использован имидж подающего надежды новичка умного хип-хопа на фоне нескольких знаменитых гостей, таких как Lauryn Hill, Q-Tip, De La Soul, Erykah Badu, Cee-Lo и Black Thought из Тhe Roots. Пресса хорошо приняла альбом, и сам Common в течение последующих пары лет добавил в свой послужной список ряд заметных появлений в качестве гостя: на альбоме Пита Рока [Pete Rock] ’Soul Survivor’, плюс на двух марочных альбомах представителей нового прогрессивного хип-хоп движения — ’Black Star’ Mos Def и Talib Kweli и ’Things Fall Apart’ Тhe Roots. Common также подключился к ключевым фигурам инди-рэпа — лейблу Rawkus для единоразового сотрудничества с Sadat X в рамках песни ’1-9-9-9’, которая позже появилась на регулярно выпускаемом сборнике этого лейбла ’Soundbombing, Vol. 2’.
Поскольку его имя было засвечено во всех «нужных местах», Common добился сотрудничества с одной из ведущих звукозаписывающих компаний MCA и пригласил в качестве продюсера для своего следующего проекта барабанщика The Roots ?uestlove. Альбом ’Like Water for Chocolate’ был выпущен в начале 2000 г. и фактически стал крупным прорывом, сумев привлечь больше внимания, чем какой-либо другой альбом Common’а на тот момент (частично это стало возможным благодаря огромным промоутинговым ресурсам MCA). В этот раз в записи альбома приняли участие Macy Gray, MC Lyte, Cee-Lo, Mos Def, D’Angelo, джазовый трубач Roy Hargrove и звезда афро-бита Femi Kuti (в трибьюте легендарному отцу Fela). Кроме того, синглы ’The Sixth Sense’ и ’The Light’ (последний был номинирован на Грэмми как лучший рэп сингл среди сольных исполнителей) широко транслировались по радио и ТВ. Этот успех стал для Common’а платформой для следующей записи, где он появился на альбоме Mary J. Blige ’No More Drama’ в начале 2002 г. На сегодняшний день самая личная его работа — это альбом ’Electric Circus’, выпущенный в 2002 г.
|